«Теперь Украине нужно направить наши усилия, чтобы не допустить строительства второй нитки «Турецкого потока». Потому что тогда это еще больше уменьшит объемы перекачки газа через Украину в Европу»,
— заявил он в интервью 24 каналу.
Проект «Турецкий поток» состоит из двух ниток для прокачки газа мощностью по 15,75 млрд кубометров газа в год каждая. Прокладка обеих линий по дну Черного моря была завершена накануне. В торжественной церемонии приняли участие президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Эрдоган. Первая ветка «потока» ориентирована на турецкий рынок. Ее мощности хватит, чтобы обеспечивать поставки в Турцию тех объемов российского газа, которые сейчас идут через газотранспортную систему (ГТС) Украины.
Вторая нитка нового газопровода ориентирована на рынки Южной и Юго-Восточной Европы. Окончательный вариант этого маршрута еще не определен — здесь многое будет зависеть от позиции Европейской комиссии и готовности европейских компаний строить газоотводы и обеспечивать прокачку российского газа. Недостатка в желающих купить трубный газ у «Газпрома» нет.
Для Украины в случае успешного завершения проекта «Турецкий поток» это может означать утрату трети транзитных прокачек от нынешнего уровня.
По мнению Униговского, Киеву необходимо привлечь иностранных партнеров для участия в управлении своей ГТС. Здесь особое внимание, по мнению эксперта, стоит уделить операторам из Италии, которая получает через Украину 23 млрд кубометров газа ежегодно.
«Но шансов сохранить прокачку нашей ГТС 70-90 миллиардов кубометров мало. Реально 40-60 миллиардов. Если мы решим сейчас вопрос об иностранных партнерах»,
— уверен эксперт.
Впрочем, с партнерами все пока не очень хорошо. 19 ноября глава «Нафтогаза» Андрей Коболев на Украинском нефтегазовом инвестиционном форуме констатировал, что европейские компании пока не торопятся инвестировать в ГТС республики.
Газотранспортная система Украины, по его словам, оценивается в $14 млрд, приводит слова Коболева «Укринформ». Компания предлагает для совместного управления потенциальным партнерам выкупить 49%-ную долю ГТС за $7 млрд.
«Мы пока не видели желания покупать долю в украинской ГТС в соответствии с такой оценкой. Возможно, оно появится позднее, но пока ни у кого такого желания нет», — сказал Коболев.
Коболев напомнил, что основной целью привлечения иностранного партнера в украинскую ГТС является «сохранение транзита российского газа и доходов украинского государства от такого транзита».
Верховная Рада в августе 2014 года приняла закон, в соответствии с которым допускается привлечение иностранного партнера в капитал системного оператора ГТС на условиях приобретения доли до 49%. Однако от участия в покупке уже отказались энергетические компании Германии и Франции, среди других европейских стран желающих пока тоже не нашлось.
В этом году через Украину, вероятно, будет прокачено около 100 млрд куб газа, рассуждает Дмитрий Маринченко. «Северный поток — 2» мощностью 55 млрд куб м газа вместе с «Турецким потоком» мощностью 31,5 млрд куб метров газа в год не смогут полностью заместить эти объемы, особенно если учесть, что в будущем потребность в российском газе может вырасти в связи с падением внутренней добычи в Европе. Поэтому и «Газпром», и Европа будут заинтересованы в том, чтобы украинский маршрут в каком-то виде сохранился, полагает эксперт.
Оба потока планируется запустить до конца 2019 года. Именно к этому времени завершается действующий контракт на транзитную прокачку газа между российской и украинской сторонами. И переговоры о новом договоре пока к ощутимым результатам не привели.
Со второй ниткой «Турецкого потока» полного понимания пока нет, соглашается аналитик Центра энергетики Московской школы управления Сколково Александр Собко. По его словам, рассматриваются два варианта: во-первых, маршрут в Италию через Грецию, во-вторых, маршрут через Сербию и Венгрию в Австрию. В настоящее время рано говорить, какой из вариантов будет выбран. Проработка всех договоренностей, принятие решения и строительство в любом случае займут ещё несколько лет. В случае выхода сухопутного продолжения второй нитки газопровода в Австрию решается проблема альтернативного снабжения Сербии и некоторых других относительно небольших потребителей региона. До этого времени они, вероятно, будут снабжаться через украинский канал, подытожил эксперт
|