Рост оптовых цен на бензин вновь ускорился. В начале сентября из-за сокращения поставок топлива на внутренний рынок цены увеличились на 1,6-1,7%. Нефтяники не выполнили рекомендацию Минэнерго нарастить запасы топлива до 1,75 млн т, и независимые АЗС уже начали сталкиваться с дефицитом бензина, пишет “Коммерсантъ”. По данным издания, ФАС вновь предупредила о готовности начать новую волну антимонопольных дел, но пока перед службой поставлена другая задача — удержать рост розничных цен на топливо, чтобы не разгонять инфляцию.
Оптовые цены на бензин в первую неделю сентября начали новый виток роста: стоимость АИ-92 на бирже СпбМТСБ увеличилась на 1,7%, до 41,87 тыс. руб. за 1 т, с середины августа рост уже 4,6%. Цена на АИ-95 тоже растет, хотя не так быстро — 1,6% и 3,6% соответственно. Рост цен произошел на фоне ремонтов на нескольких крупнейших НПЗ в РФ и Белоруссии. Минэнерго рекомендовало нефтекомпаниям увеличить запасы бензинов под ремонты, доведя их к 1 сентября до 1,75 млн т. Но, как рассказали участники заседания оперативного штаба по нефтепродуктам при Минэнерго от 4 сентября, сделать это не удалось. В министерстве подтвердили, что объем резервов — 1,55 млн т: “Роснефть”, “Газпром” и “Газпром нефть” не выполнили рекомендацию, в отличие от ЛУКОЙЛа, “Татнефти” и нефтяной компании “Альянс”.
По словам источников, “в штабе” были приведены данные центрального диспетчерского управления ТЭКа, согласно которым нефтяники в июле и августе сократили производство бензинов по сравнению с планом на 233 тыс. т и 140 тыс. т соответственно, снизив поставки на внутренний рынок по сравнению с планом на 280 тыс. т и 209 тыс. т.
В Минэнерго пояснили, что это связано с авариями на Ачинском НПЗ и Сургутском заводе стабилизации конденсата, а также с задержкой на две недели запуска Ярославского НПЗ после модернизации. Но, по словам одного из собеседников, в целом за год отставание от плана по бензинам составляет уже более 1 млн т, “что можно объяснить авариями лишь частично”. Крупнейшие нефтекомпании “Роснефть”, ЛУКОЙЛ и “Газпром нефть” на запрос не ответили. По словам источников, нефтяники объясняли сокращение производства главным образом тем, что компаниям необходимо провести значительные работы по модернизации НПЗ в связи с переходом на выпуск топлива только стандарта “Евро-5″ с 2016 года.
Несмотря на рост цен, Минэнерго считает, что ситуация с топливом стабильна, а “предприятия нефтепродуктообеспечения, автозаправочные станции и аэропорты обеспечены топливом в полном объеме”. Но несколько собеседников на рынке уже говорят о случаях ограничения поставок не связанным с крупными корпорациями АЗС. “Ограничение поставок мелкооптовых партий бензина отдельным независимым потребителям фиксируется уже во многих регионах с конца августа. А в конце прошлой недели — и в московском регионе”,— отмечает, например, Михаил Турукалов из “Аналитики товарных рынков”.
По данным издания, на заседании штаба представитель ФАС открыто назвал действия нефтекомпаний сознательной недопоставкой топлива на рынок и предупредил, что в случае продолжения такой практики служба готова принять меры. Как сообщалось в начале августа, ФАС уже тогда готова была начать новую волну антимонопольных дел против нефтяников, но пока так и не получила на это разрешения от руководства страны. Владимир Путин на совещании с членами правительства в конце августа поручил ФАС “внимательно следить и оперативно реагировать” на изменения цен на топливо. По словам собеседников, на рынке это было воспринято как поручение сдержать рост розничных цен на бензин, которые вносят значительный вклад в потребительскую инфляцию. Правительство сейчас сосредоточено на борьбе с ускорением инфляции: если ее не удастся сдержать, ЦБ придется поднимать ставки, тем самым повышая стоимость кредитования для экономики.
При этом “ножницы” между резким скачком оптовых цен на бензин и гораздо более медленным ростом цен на АЗС ставят под вопрос выживание независимой розницы. Коэффициент маржинальной доходности АЗС при продаже АИ-92 в Центральной России, по данным ИАЦ “Кортес”, находится на рекордно низком уровне 3,5%, при этом премия внутреннего рынка (разница между поставками на внутренний рынок и экспортной альтернативой для нефтекомпаний) превышает 10 тыс. руб. на 1 т. “Рост оптовых цен связан с сокращениями отгрузок бензинов на внутренний рынок, видимо, это устраивает нефтекомпании”,— заявил “Ъ” глава Российского топливного союза Евгений Аркуша, добавив, что в этой ситуации “нельзя замораживать розницу”. По его мнению, правительству нужно заставить нефтекомпании увеличить поставки, а также рассмотреть вопрос о проведении товарных интервенций из Росрезерва и о закупке дополнительных объемов топлива из Белоруссии.
|